«

»

Янв 09

19 января — Крещение Господне. Богоявление.

Каждый год 19 января Православная Церковь совер­шает празднование Крещения Господня. Уже в 203 году Климент Александрийский описывает праздник Бого­явления в честь даты, когда Господь принял крещение в Иор­дане от Иоанна Предтечи. Иоанн останавливал Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?», а Христос настоял: «ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Евангелие от Матфея, глава 3, стихи 14-15). Всеобщую важность Крещения Спасителя в Иордане, которое не только при­несло нам Жизнь Вечную, но и навсегда изменило естество воды, провидел ветхозаветный пророк Исаия: «И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля — в источники вод; < … > И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путём святым» (кни­га пророка Исаии, глава 35, стихи 7-8).

Крещение Господне и Богоявление — это разные праздники или один и тот же?

Это один и тот же праздник. Крещение Господне также называется Богоявлением: при этом событии на Иордане Бог явил Себя в трёх Лицах как Пресвятую Троицу. Бог Отец говорил с Неба о Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна и был засвидетельствован от Бога Отца, Дух Святой сошел на Сына в виде голубя.

Почему крещенская вода называется святой?

Вода, благословлённая Церковью особым образом, называется свя­той по своему происхождению и действию. Уже в поздних редак­циях Апостольских постановлений, датированных 400-ми годами, апостол Матфей упомянут как родоначальник традиции освяще­ния и употребления воды, называемой святой. Освящением воды Церковь возвращает водной стихии первобытную чистоту и свя­тость, низводит на воду силой молитвы и Слова Божия благослове­ние Господне и благодать Святого Духа. Святость чистоты и силы к богоугодной жизни благодатью Божьей даются тем православ­ным христианам, которые с верой окропляются святой водой и благоговейно её пьют. Но весьма заблуждаются те, кто думает,
будто питьё святой воды, окропление ею, а тем более купание в проруби на Крещение могут сами по себе «смыть» или изгладить грехи человека. Также нелепо утверждение, будто святая вода не портится именно потому, что в неё погружают серебряный крест. Совершать водосвятие священник может и с деревянным крестом, а святость не определяется ионами серебра.

Чем отличается богоявленская вода от крещенской?

Богоявленская вода ничем не отличается от крещенской — это одна и та же вода. Такая вода называется Церковью также во­дой Великого Освящения или Великой Агиасмой: «агиасма» в переводе с греческого языка означает «святыня».

Как употреблять крещенскую воду?

Крещенская вода — это святыня, которая должна быть в доме каждого православного христианина. Её бережно хранят в тече­ние всего года в святом углу возле икон и потребляют по мере на­добности. Из благоговения к великой святыне крещенскую воду обычно принимают натощак. Однако для укрепления сил в скор­бях или болезнях пить её можно в любое время. Святую воду так­же используют для окропления: кропят себя, жилище и предметы. При этом такое благочестивое окропление никак не заменяет свя­щеннодействий, обычно совершаемых священником — Таинства крещения, освящения домов и предметов.

Можно ли гадать в период святок — от Рождества до Крещения?

Церковь на протяжении всех веков своего существования одно­значно высказывалась о недопустимости гаданий и ворожбы. Любое гадание — это не только смертный грех, это всегда ложь и самообман. Люди, святотатственно проводящие святые дни за «гаданиями», подвергают своё будущее смертельной опасности, попав в плен ложных бесовских вещаний.

Один из великих учителей Церкви IV века, святитель Василий Великий пишет: «Если будущее принесёт тебе нечто доброе, то оно придёт, хотя ты и не знал заранее. А если оно скорбно, зачем до срока томиться скорбью? Хочешь ли удостовериться в будущем? Исполняй предписанное евангельским законом и ожидай наслаж­дения благами». Церковным правом обращение к гадателям рас­ценивается как тяжкий грех, за который человек отлучается от Церкви на 6 лет (61 правило VI Вселенского собора). Традиция «святочных гаданий» восходит к языческим обычаям и не имеет ничего общего с христианской жизнью.

Обязательно ли купаться в проруби в день праздника Крещения?

Купание в день Крещения Господня отнюдь не обязательно, это просто отчасти прижившаяся в Церкви культурная тра­диция. Для душевного и телесного здоровья и избавления от грехов несоизмеримо важнее регулярно участвовать в Та­инствах исповеди и причащения, посещать богослужения. Со­ставитель ряда известных справочников для духовенства писа­тель Сергий Васильевич Булгаков относит обычай крещенских купаний к вредным суевериям: «Такой обычай нельзя оправ­дать желанием подражать примеру погружения в воду Спа­сителя. < … > Купаться зимой значит требовать от Бога чуда, или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем» (Настольная книга священнослужителя, 1913 г., стр. 24-25).

Желающим окунуться в холодную воду важно помнить, что это представляет серьёзный риск для здоровья. Для купания следует выбирать места, где специально оборудована прорубь с помостом и дежурят сотрудники экстренных служб.

 

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ В ПЕТРОПАВЛОВСКОМ СОБОРЕ

18 января Пт.  (День постный)

08.00 ч. – Крещенский сочельник. Царские часы.

Великое освящение воды.

13.00 ч. – освящение реки Урал.

16.00 ч. – Всенощное бдение праздника Крещения Господня (Богоявления).

 

19 января Сб.

00.00 ч. – Божественная Литургия. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

02.30 ч.  Великое освящение воды. (Чин великой агиасмы).

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>